Владимир (foto_programmer) wrote,
Владимир
foto_programmer

Горный парк Рускеала

Каменоломни начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил "каменных дел подмастерье" Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.
01



На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. На добыче камня было занято до 500 человек местного населения.
02


Мрамор Рускеалы использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также в середине XX века - подземные залы станций Петербургского метрополитена "Приморская" и "Ладожская".
03


За время сооружения Исаакиевского собора, в 1818-1858 годах, мраморные разработки неоднократно посещал архитектор Огюст Монферран.
04


В 1846 году, после постройки вододействующего пильного и шлифовального завода и организации производства извести из осколков мрамора, количество рабочих, занятых на ломках, достигло 800 человек.
05


В 1939 - 1947 годах карьер не действовал. Производство на мраморно-известковом заводе было возобновлено в 1947 году и действовало до начала 1990-х годов. Производилась добыча мрамора в блоках в небольшом количестве, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций.
06


В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия.
Еще через год главный карьер мраморных ломок включен в международный туристский маршрут "Голубая дорога".
07


08


Почти весь год в парке работают экстремальные развлечения, например полет на тросе вдоль каньона или прыжок на тарзанке прямо в каньон! Кстати, трос, называемый профессионалами троллеем, являеся одним из самых длинных в Северной Европе и на Северо-Западе России.
09


10 Туристический комплекс "Горный парк Рускеала" образован в 2005 г.


В 1770-1830-е годы мрамор в Рускеала добывался следующим образом. Вначале вдоль подошвы уступа карьера рабочие проходили горизонтальный ров («подкоп» или «подгорье») - шириной до 1.5-1.8 метра и глубиной 4-7 метров. Одновременно с ним по краям размеченного блока вырабатывались две «канавы» таких же размеров. Для этого в мраморе выбуривали шпуры («дыры» или «скважины») диаметром 2.5 сантиметра (в XVIII веке) и 3.8 сантиметра (в XIX веке) и глубиной до полуметра.
Их высушивали, заряжали порохом, забивали глиной и подрывали. Затем сверху уступа по направлению линии отрыва «массы», на расстоянии 2-6 метров друг от друга, бурили скважины («цилиндры») диаметром 7.5 сантиметра и глубиной 5.7-9.5 метра. Их также заряжали порохом и подрывали.
11


Для бурения применялись двухгранные (для мягких пород) и четырёхгранные (для твёрдых пород) буры длиной от 0.7 до 9.5 метра, с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками.
Бурение велось вручную: один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. После каждого удара бур поворачивался. Шлам из шпуров удаляли с помощью специального шомпола или воды. За одну смену двое рабочих выбуривали от 1 до 4 метров породы.
12


Заготовленные «штуки» (блоки) мрамора весом от 7 до 16 тонн зимой грузили на специально сделанные из березовых стволов и обитые железом сани, в которые впрягалось десяток-другой лошадей, и везли в течение двух-трёх дней по дороге тридцать верст до пристани в Хелюля, где оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили парусные корабли (галиоты) с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по Ладожскому озеру до столицы.
13

14


В зимнее время на территории каньона организуют масштабный каток, организованный в огромной пещере. А точнее в так называемом "Рускеальском провале". Это огромное подземное озеро, искусно подсвечиваемое со стороны. Зимой это идеальное и весьма необычное место для катания на коньках.
15


По дороге к Итальянскому карьеру.

Откуда название этого места? К Италии это место имеет весьма отдаленное отношение. Станки для резки мрамора были сделаны по итальянской технологии.
16.


Итальянский карьер был последним местом, где в Рускеала добывали мрамор. Основной карьер уже был законсервирован, а последние добытые пласты мраморы были именно отсюда.
17.


18


19. Рускеальский провал. Зимой в нем делают фигуры изо льда. В некоторых местах они не тают до июня.

20

21

22

23

24

25

26

27

28


29

30

31

32

33

34

35

36
Tags: Карелия, Рускеала
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Усадьба Рамонь, Воронежская обл.

    Сегодня начну описание поездки на Азовское море этим летом. Первый пункт остановки - поселок Рамонь в Воронежской области. Здесь есть дворец…

  • Город Приозерск, крепость Корела

    Каменная средневековая крепость в городе Приозерске, на острове реки Вуоксы. По-фински эта крепость называется "Кукушкин пролив", а…

  • Город Приозерск, Всехсвятская церковь

    Из города Сортавала едем по трассе, огибая Ладожское озера с сервера. Здесь крутые серпантины и чудные виды на озеро, но остановиться и зафоткать нет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments