Владимир (foto_programmer) wrote,
Владимир
foto_programmer

Город гончаров

Время возникновение керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860  гг. До этого скопинский промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта: печные трубы, кирпич, черепицу.  Но в середине XIX в.,  скопинские гончары вдруг отказались делать грубые горшки и стали проявлять доселе не виданную в России фантазию. Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, украшенных сложной лепниной. Причину творческого переворота, случившегося в среде скопинских гончаров в середине XIX в., так толком никто не раскрыл.
01
город Скопин, музей гончарства

02
город Скопин, музей гончарства
03
город Скопин, музей гончарства

К концу XIX в. Скопин был уже сложившимся центром гончарного производства, изделия которого своей самобытностью привлекали внимание коллекционеров и музеев. В начале XX в. произведения скопинских мастеров экспонируются на крупнейших выставках в Петербурге (1902) и в Париже (1900). Фигурные сосуды вошли в коллекции П.И. Щукина и А.А. Бахрушина. Скопинские "художества" активно раскупались на ярмарках в Рязани и Москве.
04
город Скопин, музей гончарства

Скопинские гончары освоили технологию приготовления глазури разных цветов: зелёного, коричневого, жёлтого. Во время обжига в горне крупинки глазури плавились и, стекая, образовывали потёки, за что глазурям дали название «потёчные». Применение потёчных глазурей и стало основным признаком скопинских изделий. В Скопине произошло соединение двух гончарных ремёсел – посудного и игрушечного, в результате чего сложилось производство сосудов со скульптурными украшениями.
05
город Скопин, музей гончарства
06
город Скопин, музей гончарства
07
город Скопин, музей гончарства
08
город Скопин, музей гончарства
09
город Скопин, музей гончарства

Обращение к новым формам изделий побудило гончаров отыскивать новые художественные средства, осваивать новую технику исполнения. Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой её  вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приёмов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведённой глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке.
10
город Скопин, музей гончарства

Скопинский промысел практически  единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX в.  Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана.
Вначале замешивается сухая глина  с определённым количеством воды и образуется глиняное тесто. Если глиняное тесто получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы. Такая искусственная масса лучше поддается сушке и обжигу, благодаря чему она меньше сокращается в объёме.
11
город Скопин, музей гончарства
12
город Скопин, музей гончарства

Изделия из приготовленной массы формуют различными способами: ручным формованием (лепкой), точением на гончарном круге, прессованием, литьём и иными способами, пользуясь только руками или деревянными, гипсовыми, стальными и другими формами.
13
город Скопин, музей гончарства
14
город Скопин, музей гончарства

15. И здесь без Чубайса не обошлось.
город Скопин, музей гончарства

На фабрике  художественной керамики   сохранилось и живёт  рукотворное начало – участок ручной работы. Скопинская керамика – едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Часто это многоярусные фигурные композиции в виде одного кольца на другом. В скопинской посуде нет бесполезных, бездействующих деталей – каждая часть её функционирует, так как сложные переплетения скульптуры полые, в них можно налить большой объём жидкости. Сделать такую посуду-скульптуру очень трудно. Для этого нужно вытянуть глину в длинные трубки, согнуть их в кольцо, причём нельзя измять, испортить тонкие стенки. Здесь нужно высочайшее мастерство.
16
город Скопин, музей гончарства
17
город Скопин, музей гончарства
18
город Скопин, музей гончарства
19
город Скопин, музей гончарства
20
город Скопин, музей гончарства

21. Одна из номинаций международного конкурса - изобразить льва. Вот что плучилось - многие львы, почему-то с высунутыми языками.
город Скопин, музей гончарства
22
город Скопин, музей гончарства
23
город Скопин, музей гончарства
24
город Скопин, музей гончарства
25
город Скопин, музей гончарства
26
город Скопин, музей гончарства

27. Выставка работ мастеров из других городов и стран. В городе раз в два-три года проводится международный фестиваль гончарного искусства.
город Скопин, музей гончарства

28. Бересту замачивают, обматывают ей горшок. Береста высыхает и плотно охватывает глиняный горшок, получается вот так.
город Скопин, музей гончарства
29
город Скопин, музей гончарства
30
город Скопин, музей гончарства
31
город Скопин, музей гончарства

32. Печь для обжига, температура до 1300 гр. Скопинскую глину обжигают при 1100.
Есть еще несколько круглых печек.
город Скопин, музей гончарства

33. Эти горшки и плошки сейчас отправятся в печку. Пока они темно-серые, а после обжига будут белые. Это свойство скопинской глины.
город Скопин, музей гончарства
34
город Скопин, музей гончарства
35
город Скопин, музей гончарства

36. Заготовки
город Скопин, музей гончарства

37. Инструменты для работы с изделиями.
город Скопин, музей гончарства

38. Станок для раскатки глины в пластины
город Скопин, музей гончарства

39. Большая электромясорубка - аппарат для замеса глины. Из него выходят колбаски, которые на фото ниже.
город Скопин, музей гончарства

40. Такие колбаски получаются из "мясорубки".
город Скопин, музей гончарства

Предвижу недоумение - за чей счет банкет, откуда в райцентре деньги на японскую аппаратуру? Всё просто - Скопин выиграл Гранд Минэкономразвития на развитие ремёсел. Для создателей Дома ремесел это было совсем непросто. Я представляю, сколько труда этих людей было затрачено на победу, ведь конкуренты у них были достойнейшие.

41. Японские гончарные круги.
город Скопин, музей гончарства
42
город Скопин, музей гончарства

СТАРЫЙ ГОНЧАР

Глины коричневый ком
Мастер кладёт на круг,
Вертит, «колдует» он,
Мочит водой, и вдруг
Словно из русской сказки
Чудный подняли кувшин,
На стенке его атласной
Вязью старинной «Скопин» –
Птица скопа жила
Здесь когда-то в лесах дремучих,
Оба ее крыла
У кувшина – как две ручки!..
На рукотворное диво
Пришел посмотреть народ,
А Мастер молчал горделиво,
С лица утирая пот…
Да-а, жизнь – интересная штука, –
Увидишь всего на веку!
Он знает «Секреты»?! А ну-ка,
Задам я вопрос старику:
– Скажи мне, какой же мудрец
Тебя волшебству научил?
– Лепили мой дед и отец,
А я глину им подносил!..
        
А. Крылов
Первый директор Скопинского
краеведческого музея

Tags: Скопин, гончар
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Опять яйца красят..

    1. 2. 3. 4. 5.

  • Вчера в Серпухове

    В Серпухове появились новые городские скульпртуры. Пойдемте посмотрим. В центре композиции - часы. А под часами - кот. 1. 2. Вот этот кот -…

  • Столица бурлаков

    Впервые Рыбная слобода упоминается в 1504 году в духовной грамоте Ивана III. По дворцовому указу местное население поставляло на царский стол 500…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments