Владимир (foto_programmer) wrote,
Владимир
foto_programmer

Шелтозеро, в гости к Вепсам

В 1824 году экспедиция под руководством академика Шёгрена встретила на берегах Онежского озера людей, говорящих на непонятном языке. Ученые предположили, что обнаружили потомков племени весь, о которых без малого тысячу лет тому назад Адам Бременский писал так:
- Люди эти седоголовы от рождения, и охраняют их страну свирепые собаки.

Село Шелтозеро, расположенное в 84 километрах от Петрозаводска, - это столица Вепсской национальной волости в Республике Карелия. Вепсы - это некогда великий народ, один из древнейших в Старом Свете, поистине определявший судьбы Северной Европы. Издревле он упоминался в русских летописях как весь, позднее чудь. Весь принимала участие в походах князя Олега на Смоленск, Киев, Царьград.

Долгое время думали, что дав начало многим северным народам, вепсы растворились подобно легендарным ариям. Но это было не так, просто под натиском соседних племен они на долгие века ушли в глухие леса, облюбовав берега многочисленных речушек, доставшихся от ледникового периода. Любовь вепсов к воде породила удивительные по красоте названия - Рыбрека, Яшозеро, Шелтозеро, Каскесручей, Другая Река, Устье, Вехручей...

Ныне вепсы - один из малочисленных коренных народов России. По данным 1989 года их осталось не так много - 12000 человек. Проживают вепсы в Ленинградской, Вологодской областях и Вепсской национальной волости Республики Карелии, центром которой и служит село Шелтозеро.
01



Что же стало с культурой столь замечательного народа? Не утратили они ее под давлением славян? В том, что это не так можно убедиться заглянув в Шелтозерский вепсский этнографический музей, куда его основатель Рюрик Лонин по крупицам собирал богатое наследие вепсов - подлинную память народа. Сам музей представляет собой настоящий северный деревянный крестьянский дом, если не сказать - дворец, расположенный на небольшом холме, у перекрестка трех дорог (раньше так ставили церкви). Два этажа: комнаты, залы, скотный двор, конюшня, сени, кухня и пр. - все с любовью воссоздано из собранных Рюриком Петровичем предметов.

Конечно, быть может, этот музей и уступает главному музею Карелии - Кижам - по размаху, но зато точно превосходит по ухоженности, уюту и подлинному домашнему теплу. Вот и едут сюда за этим теплом многочисленные туристы. Очень много финских - вепсы вроде как их родственники, финны тоже ведут свое начало от племени весь. Финские языковеды прозвали вепский язык "северным санскритом".

Попасть в Шелтозеро из Петрозаводска можно по сильно убитой дороге - восемьдесят километров мы ехали часа два.
02


Предыстория создания музея.

Проживал среди прочих трудящихся людей, простой советский житель - Рюрик Лонин. От родителей достались ему редкие имя и национальность - родился Рюрик Лонин  вепсом. Вырос он, как и прочие дети страны Советов - в ожидании всеобщего скоропостижного счастья. Но став взрослым, огляделся и понял, что ждать больше нечего - была у Рюрика Лонина мечта - хотел открыть он у себя в деревне музей. Странная мечта, но самое странное, что мечта его сбылась.

03

04


Выдающимся памятником деревянного зодчества прионежских вепсов является дом Мелькина. Он расположен в центре села, лицевым фасадом ориентирован на дорогу.
Дом был построен для большой зажиточной вепсской крестьянской семьи Мелькиных во второй половине XIX века. Глава семьи занимался поставкой природного камня (малинового кварцита и габбро-диабаза) на стройки Санкт-Петербурга и Петрозаводска.
05.


06.  Стенд, посвященный создателю музея.


Вепский язык начали преподавать в школах в начале 30-х, в разных областях в раное время, но в 37 преподавание было запрещено повсеместно. Составители учебников были объявлены националистами и сосланы в лагеря. Сегодня дети снова учат вепский язык.

В Вепсском этнографическом музее представлены три крупных тематических раздела: «История, быт и хозяйство прионежских вепсов», «Интерьер крестьянской избы конца XIX—начала XX века» и «Хозяйственный двор»
07


08. Свадьба и похороны, рыбалка и охота, добыча камня и торговля - экспозиция переносит нас в атмосферу 19-го века.


09. Вепсы помнят и почитают тех, кто ушел в мир иной. Рассказывают, что в древности был у вепсов обычай - веселить покойного. Если человек умирал молодым, или на то была его предсмертная воля,  во время похорон устраивали праздник с песнями и плясками.

Странные отношения сложились у вепсов с загробным миром - отношения почти соседские. Обряды, связанные с проводами человека в мир иной, и сегодня больше похожи на праздник, чем на похороны.

Сорок дней покойный находился как бы дома. На сороковой день топили баню, и приглашали покойника в баню. С бани его встречают, ужин готовят, потом спать уложат. После 40-го дня покойный домой уже не приходит.


Карьеры, на которых гробило свое здоровье население вепского края (камень обрабатывали без респираторов), поставляли для нужд великой державы, среди прочих пород. редкий камень - малиновый кварцит. Камень этот украшает мавзолей Ленина, надгробье Наполеона, но мало кто знает, что под этими камнями покоится еще и тысячи других безвестных жизней вепских каменотесов.

10. Символ - камень.

Все в окружающей природе вепсы наделяли глубоким смыслом и символами, поэтому экспозиция в этом зале построена по принципу "символов".

Этот стенд называется "Символ - серп". Каждому предмету посвящены пословицы и поговорки и обычаи.

По окончании жатвы, родственники, входя в дом, вешали серп на шею хозяйке и говорили: - Или пироги делай, или голову отрубим. На шее с серпом хозяйка пекла пироги. Аналогичные обряды имеются и у южных карел и финнов.
11.


Кузнечик. В разных селениях его стрекотание означало разное:

- Кузнечик стрекочет - рожь уже поспела.
- Кузнечик зовет сено косить, косы точить (с. Озера).
- Кузнечик стрекочет - к хорошей погоде (Нажмозеро).
- Кузнечики стрекочут - дождь будет (Пелкакаска).
- Стрекотание сверчка в избе - к плохому (Пяжозеро)

12. В центре спичечный коробок 1878 г. "Фабрика безопасных спичек".
Кроме того, на этом стенде: оберег, патронташ, приспособления для изготовления пуль и сами свинцовые пули.
Пороховницы, солонка, украшения от конной дуги и охотничьи амулеты.


Символ - рыба.

Рыба - наиболее популярный символ у северных вепсов. Вепсские семьи имели свои излюбленные места для ловли рыбы. Например, озеро Шимозеро - основное место ловли щуки, которая наделялась самой большой силой.
Вепсские рыбаки осваивали и юго-западный берег Онеги.
Известно, что некогда в Онежком озере водилось 25 видов рыбы, и улов почти всегда был удачным. Так.в д. Огеришто женщины плели сети, мужчины ловили лосося и засаливали целыми бочками на продажу в Петербург.
13.


Так вепсы, в отличие от русских, клялись водою.
Символ - сеть.
Выкуп рыбы.
14.


 Поговорки и значения символов:

- Рыба без воды не живет.
- Пропала, как рыба в воде.
- Не учи рыбу плавать.
- Не радуйся преждевременному успеху.
15


16. Металлические остроги 19 в. Местная кузнечная работа.


17. Иглы для вязания сетей, блесна

18


19. Безмены, прялки и детали от ткацкого стана.


20. Амбарный замок, шкатулка и печать.

Складной аршин лежит пониже замка. С стихотворении Ф.Тютчева "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить" - упоминается именно этот измерительный инструмент.


21. "Язык земли вепсской". Карты этнической территории.


22. Костюм женщины и мужчины древней Веси. В документах дореволюционной России вепсы упоминаются под название ЧУДЬ, ВЕСЬ. Русские называли вепсы, кайваны, чухари - сами вепсы воспринимали эти названия, как пренебрежительные.


23. Листы Радзивиловской летописи. Здесь вепсы впервые упоминаются как одно из племен, призвавшее в 860 году Русь-варяга Рюрика и его братьев.


24. Боевые топоры, ножи, украшения 10-13 веков и другие находки археологов.


25. Сахарница, шкатулка, подкова - 19 в.


На входе в один из самых интересных залов музея – крестьянскую избу – посетителей песней встречает шелтозерский вепсский хор (в нем, кстати, поют и потомки бывших хозяев этого дома – Мелькиных)
26


Создатели музея старались восстановить быт таким, каким он был 100-150 лет назад, когда здесь жила семья Мелькиных.
27.


Мелькины жили на этом месте до революции 1917 года. Сегодня здесь в одном зале можно проследить, как менялись некоторые предметы быта.

До земли рябинушка
Гнется и шумит
Лучина-лучинушка
Не ясно горит.
28.

29

30

31

32

33


– Это углевой утюг, это – его предшественник – цельнолитой чугунный, – рассказывает нам сотрудница музея. – Его нагревали в русской печке. А вон там – самый первый утюг: рубель и скалка. Ими разглаживали одежду, используя силу трения. Нужно было как следует потрудиться, чтобы разгладить!
34


35. Хозяйственный двор на первом и на втором этажах.


36. Банька по-черному.(реконструкция)

37


38. Хлев

39


Эта часть экспозиции посвящена земледелию, промыслам и ремёслам – здесь и кузнецы, и кожевник с сапожником и рыбаки, есть и уголок каменных дел мастеров – отходников.
40

41

42

43

44

45

46

47

48


49


50


51

52


53. Рыболовы


54. Столяры и плотники


55. Рыбаки


56. Кузнецы

57


У вепсов поют все от мала до велика. В небольшом поселке - три хора.

58. На стендах - костюмы артистов хора.

59

60


61. Вепсский национальный костюм.


62. Костюм участницы хора 1936 - 1940 гг.


А.Д. Кузнецов, партизан отряда "Боевой клич".  1940-е г. В 1954-1973 гг. - директор Шелтозерской средней школы.
Р.Ф Максимова директор Шелтозерской средней школы 1979 - 1990 гг.
63.


64. Рукопись. Воспоминания командира 1224 полка 368 стрелковой дивизии И.В. Ивановского о боевых действиях дивизии в 1942 -1944 г..


65. Лента от пулемета "Максим". Производство Финляндия. Найдена в р-не с.Шетозеро. 1941 -1945 гг.


66.
Выставка картин Анатолия Щербакова "Мой нарисованный мир". В гостевом зале расположились картины московского художника Анатолия Викторовича Щербакова, корни которого уходят в старинное вепсское село Рыбрека Прионежского района.


67. Личные фотографии жителей села.

68


69. Газеты на вепсском языке.


70. Дома в селе.

71

72

73


Н.Рерих, побывавший на Алтае в 1920-х годах, приводил слова старика-старовера о предстоящем возвращении чуди на земную поверхность:
"Когда Белый царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь со всеми добытыми сокровищами".
Tags: Карелия, вепсы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сортавала

    Карельский город Сортавала - входит в перечень исторических городов России. Это самый древний город в республике - он основан в 1632 году. 01…

  • Рускеальские водопады

    Эти водопады получили известность благодаря фильму "А зори здесь тихие" - именно здесь снимали этот фильм. 01 Рыжий цвет уступов…

  • Горный парк Рускеала

    Каменоломни начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил "каменных дел подмастерье"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment