Владимир (foto_programmer) wrote,
Владимир
foto_programmer

Музей фабрики ёлочных игрушек. Часть 3. Послевоенное время

В 1950-е годы артели «Имени В.И. Ленина», «Восток», «Красный Октябрь», «Имени 1-го Мая», находившиеся в сельской местности, продолжали входить в состав колхозов, а расположенные в городах Высоковске и Клину – в райпромкомбинаты.




Музей фабрики ёлочных игрушек в г.Клин. Часть первая, как всё начиналось
Музей фабрики ёлочных игрушек. Часть вторая, довоенное время

Здание артели Имени 1-го Мая. Клинский район, деревня Гологузово. Фото 50-х гг.

1.


Работа на сборке игрушек. Артель в деревне Корост Клинского района. Фото 60-х гг.

2.


Художественно-стилевая направленность клинских производств формировалась стараниями художников Научно-исследовательского института игрушек, который находится в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). Здесь в научной лаборатории ёлочной игрушки разрабатывались образцы игрушек из различных материалов для всех предприятий страны. Стеклянную игрушку в переод 1950-1960-х годов создавали талантливые профессиональные художники Л.Зиновьева (Тимонина), М.Динзе, К.Голова и Ю.Павлова.

Ведущим художником клинского промысла на протяжении 30 лет был одаренный мастер Ю.В.Кулыгин. В 1962 году он пришел работать на Высоковскую фабрику ёлочных игрушек сложившимся специалистом. Выпускник Холуйской художественной профтехшколы (Ивановская область), проработавший 8 лет художником в Холуйской артели миниатюрной живописи, закончивший затем Московский технологический институт по специальности «художник народно-художественных промыслов», Ю.В. Кулыгих во многом определил художественное «лицо» производства. Впервые на промысле он стал использовать приемы кистевой росписи, украшая ёлочные шары изящными орнаментальными композициями. Его авторский стиль отличался высоким мастерством владения кистью, характерным, «с оттяжкой», утонченным мазком.

Главный художник «Объединения Ёлочка» в 1974-1990 гг. Кулыгин Ю.В. за работой. Фото 1973 г.

3.


Значительно сократившийся во время войны стеклодувный промысел к 1950-м годам достиг своего довоенного уровня. В эти годы происходило объединение артелей в фабрики, для которых строились новые производственные помещения. В 1956 году Высоковская артель реорганизуется в Высоковскую фабрику елочных украшений, в 1960 году Клинская артель – в Клинскую фабрику ёлочных украшений, а сельские артели в 1960 году объединяются в Крутовскую фабрику ёлочных украшений, расположенную в деревне Корост в старинном доме предпринимателя Сапунова.

Постепенно происходило техническое перевооружение производства, обновление технологии, расширение ассортимента игрушечного товара, а также улучшение условий труда мастеров. Неизменными на предприятиях оставались традиционные приемы и методы ручного выдувания и декорирования игрушек, которые передавались по наследству. Яркий след в истории промысла оставили династии стеклодувов Дроздовых, Гулиных, Назаровых, Каменских, Зайцевых, Крупениных и многих других, влюбленных в свою профессию мастеров.

В 1898 году появляются первые рождественские открытки. Затем они в нашей стране после революции надолго исчезают, и появляются вновь уже с другим содержанием только во время Великой Отечественной войны, когда из Европы их начали посылать.

4.

5.

6.

7.

8.


А здесь у нас гостиная начала 60-х годов. Сохранился. как видите патефон, но уже появился телевизор КВН.

9.

10.

11.

12.


Наиболее характерными элементами украшения праздничной ёлки тех лет являлись занимательные формовые и монтажные фигуративные игрушки и составленные из них наборы. Помимо традиционного новогоднего ассортимента, посвященного темам народных сказок, музыкальных инструментов, флоры и фауны, в нем находили своеобразное отражение важные события в жизни страны. Так, к 120-летнему юбилею А.С. Пушкина были выпущены наборы игрушек с изображением персонажей из произведений поэта (поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и других работ), а после выхода на экраны кинотеатров знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» появились ёлочные часы, стрелки которых показывали без пяти минут двенадцать.

Интересные образные решения художники находили для воплощения в игрушке актуальных вопросов , настроений времени «хрущевской оттепели» - героическое освоение космоса, массовое выращивание на полях такой модной тогда культуры, как кукуруза и других тем.

На этой витрине матрёшки разных поколений

13.


Сказки Пушкина

14.


по мотивам сказки про Чиполлино

15.


те самые будильники

16.


космические аппараты, спутники и космонавты

17.


глубоководный батискаф

18.


Давайте пройдем в тематический зал. Этот зал называется Щелкунчик. В Клину с 1885 по 1893 гг. жил и работал Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Именно здесь он заканчивает работу над музыкой к балету «Щелкунчик» по одноименно сказке Э. Гофмана, сюжет которой разворачивается в канун Рождества.

Сейчас в этом зале нас встречает рождественская красавица, украшенная современными стеклянными игрушками, сделанными мастерами ОАО «Ёлочка».

19.

20.

21.


Мышиный король

22.

23.


Сказка была написана в 1839 году, а в 1892 году живя в Клину, П.И. Чайковский пишет музыку к балету.

24.


На этой ёлке представлены все игрушки, который изготавливаются на фабрике.

25.

26.

27.


А в следующий раз мы посмотрим игрушки 70-х и 80-х годов, перейдем к современным игрушкам и я покажу вам несколько фоток из производственных цехов предприятия.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments