?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня пройдем от Парка Культуры до Плющихи, поговорим о Серебряном веке.
Нас интересует период примерно с 1890 по начало 20-х годов прошлого века,
Что в это словосочетание вкладывается, какой смысл? Период времени? Или что-то еще?
Пойдемте, посмотрим.
01



Садовое кольцо, рядом с метро Парк Культуры. Как видите, дом реставрируется, кстати, отдан государственному литературному музею. Сотрудники музея обещают экспозиции по Вертинскому, Маяковскому и многим другим.
02


Дореволюционный дом по адресу Зубовский бульвар 25, старинное здание зажато между двумя современными. Здесь, на третьем этаже в 1915-1918 гг. жил знаменитый поэт Серебряного века Вячеслав Иванов. Он нем больше вспоминают в Петербурге, где была его знаменитая "Башня" (литературный салон в угловой выступающей комнате на шестом этаже, Таврическая улица, дом 35). В этом салоне прозвучала практически вся поэзия Серебряного века. Здесь Блок впервые читал "Незнакомку", а Ахматова – стихотворение о "Перчатке", которое перевернуло в многом русскую поэзию.

В Москве Вячеслав Иванов жил уже позже, в частности три года в этом доме со своей последней женой Верой Шварсалон.. По поводу этой его супруги здесь останавливаться не буду (это можно три дня рассказывать и залезть в такие дебри), отмечу только, что богема в те годы отрывалась по полной не только в творческо-поэтических исканиях, но и в плане сексуальных девиаций.  Кому интересна эта сторона жизни богемы могут погуглить такие фамилии как Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал, Маргарита Сабашникова, Сергей Городецкий.

В этот дом приходили поэты символисты Бальмонт, Брюсов, Велимир Хлебников. Хотя последнего уже трудно назвать символистом, это футуризм, авангард. Хотя, истоки-то футуризма, получается - лежат в символизме. Как потом вспоминал поэт и издатель С. К. Маковский: "Почти вся наша молодая тогда поэзия, если не вышла из Ивановской "башни", то прошла через неё".
03


А вот это желтое здание – кажущаяся постройка 19 века, на самом деле дом 1912 года – это первое общежитие для студентов московского университета. Построено на средства благотворителя С.В. Лепешкина.
04


05


Напротив - одно из красивейших зданий на Садовом кольце - угловое с улицей Пречистенкой. Изначально здание было четырехэтажное, затем достроено еще два этажа. Здесь была квартира вдовы историка Соловьева.

Известный философ, предтеча Блока и Андрея Белого - Владимир Соловьев - часто останавливался здесь у матери.
Многие сочинения и стихотворения Владимира Соловьева так и подписаны – "Москва, Пречистенка, дом Лихутина".

На верхнем этаже была мастерская М.А. Врубеля, который написал здесь многие известные картины. Есть сведения что и "Царевна-лебедь" создана здесь. Блок очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове.06

Лилии над аркой – указание на французское происхождение владельца дома – А.К. Жиро.

Идемте дальше, сейчас нас ждет Кандинский.
07


Притяжение беспредметности

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Василия Кандинского - одного из основоположников беспредметного направления в искусстве. Свою первую абстракцию он написал ещё в 1910 году, но до сих пор его образы и идеи эхом отзываются в современном искусстве.

Юрист по образованию, Василий Кандинский решил стать художником после посещения выставки полотен импрессионистов и знакомством со "Стогом сена" Клода Моне. Далее последовали общение с реформаторами пластического языка, учёба в Мюнхенской академии художеств, первая беспредметная работа, возникновение "Синего всадника", написание "Композиции VI", "Композиции VII" и "Композиции VII" и ещё десятки свершений и открытий.
08


Улица Бурденко 8/1. Памятная доска нам сообщает, что художник здесь жил с 1915 по 1921 год.
09


Мастерская художника была на верхнем этаже, зданий напротив дома еще не было, отрывался вид на город аж до Кремля. Здесь в 1916 году написаны картины: "Москва. Красная площадь", "Москва. Зубовская площадь", "Москва. Смоленский бульвар".
10


Обратите внимание на герб под балконом. Напоминает герб Медичи во Флоренции. Шар, по мнению геральдистов, есть символ вечности, если исходить из определения Бога как "сферы с бесконечным радиусом с центром в любой точке". Однако шар символизирует также неустойчивость и изменчивость судьбы, что, очевидно, было неизвестно тем немногим семьям, чьи гербы снабжены изображением шаров. Не стала исключением и семья Кандинских.
11


12.  Деревянная дверь, кстати, настоящая, еще с тех времен – дом построен в 1914 году.

13


14. Двор дома напротив, здесь офисные здания.


15. Герб на одном из домов поблизости.


Переписка из двух углов

А вот такими домиками был еще в середине прошлого века застроен весь район. Чудом сохранился только один. Его я зафоткал не случайно. В одном из таких домов здесь, в этом переулке был санаторий. а история вот какая.

Время после Октябрьской революции было такое, что можно было и умереть от голода. Вера Шварсалон умерла в 20-м.

Писатель Борис Зайцев писал об этих местах, вспоминая "здравницу для переутомленных работников умственного труда", некий дом отдыха для писателей и ученых. Во 2-м Неопалимовском переулке, в доме N 5, в 1920-х гг. помещался, как он официально назывался, "дом для престарелых ученых ЦЕКУБУ при СНК" (все эти сокращения напоминают роман "Двенадцать стульев": учреждение "при Умслопогасе им. Валтасара").

ЦЕКУБУ - это Центральная комиссия по улучшению быта ученых, а СНК - Совет народных комиссаров.

В этом доме отдыха в 1920 г. встретились два незаурядных мыслителя - М. О. Гершензон и В. В. Иванов. Из их последующей переписки возникла книга большого философского значения, начинавшаяся письмом В. В. Иванова: "Знаю, дорогой друг мой и сосед по углу нашей общей комнаты, что Вы усомнились в личном бессмертии и в личном Боге".

После выхода из санатория письма они предложили издателю («АЛКОНОСТ», С.М. Алянский), и в 21-м году вышла книжка, которая, кстати, не так давно была переиздана. Книжка называлась "Переписка из двух углов".
Книга эта стала, пожалуй, последним крупным явлением, отголоском уходящего "Серебряного века".
16


Редакция журнала "Наше наследие"

В 1-м Неопалимовском переулке, в доме №4 располагается редакция журнала "Наше наследие". Во дворе здания установлены три памятника работы скульптора Лазаря Гадаева: поэтов А.С. Пушкина, А.А. Блока и абстрактная фигура "Играющий на флейте".

17

18

19


Памятник Пушкину известен московской публике гораздо меньше своих "собратьев", расположенных на Тверской, Арбате и других (в первую очередь из-за своего расположения, не зайдя во двор его не увидишь). Однако он, по-своему, весьма интересен.

За основу для создания фигуры поэта Гадаев взял знаменитый пушкинский автопортрет, где тот изобразил себя в простом широком кафтане и мешковатых панталонах, то есть, не знаменитостью (или, как сейчас принято говорить, "звездой"), модником и любимцем женщин, а простым прохожим, который может запросто смешаться с толпой.
20

21


22. 1-й Неопалимовский переулок


А напротив - неузнаваемо переделанный старинный особняк – сейчас посольство Непала. Когда-то между прочим, здесь родился Денис Давыдов. Если точнее -  16 июля 1784 года и прожил 7 лет.
23


1-й Неопалимовский пер., д. 10

В 1900-1910 гг.  в одной из квартир этого дома жил врач психиатр по фамилии Рыбаков.В своей квартире он открыл салон, в котором бывали и Брюсов, и Бальмонт и Андрей Белый, Ходасевич.

Рыбаков между делом их изучал с психиатрической точки зрения. Позже, уже в 1920-е годы, когда Андрей Белый вернувшись из краткой эмиграции, из Германии, лишился квартиры в Москве, он вынужден был снимать квартиру в этом доме. Здесь он познакомился со Клавдией Николаевной Васильевой. Писал друзьям, что «эта антропософская тетка хочет меня на себе женить», но в результате обрел верную жену, которая разделяла с ним все тяготы неустроенного быта.

Биографическая справка:
ВАСИЛЬЕВА Клавдия Николаевна, родилась в 1886 в станице Усть-Медведицкая Северо-Донского округа. Окончила гимназию. Проживала в Москве, работала в Румянцевской библиотеке. Вышла замуж за врача Петра Николаевича Васильева, была домохозяйкой. В 1920-х - проживала в Детском Селе, была секретарем писателя Андрея Белого. 30 мая 1931 — арестована по групповому делу "антропософов" и заключена в Бутырскую тюрьму. 8 сентября приговорена к ограничению проживания с прикреплением на 3 года условно.
24


Дом 16/12 между Плющихой и Смоленским бульваром, в бывшем Долгом переулке (теперь — улица Бурденко).
Здесь работает единственный в Москве и один из двух в России музей священника. Он открыт в 1997 году, в 60-ю годовщину смерти отца Павла Флоренского.
25

26


Мемориальная доска говорит о том, что в этом доходном доме 1914 года постройки по адресу Новоконюшенный переулок 12 Павел Александрович Флоренский жил с 1915 по 1933 г.Магистерская диссертация доцента Московской Духовной Академии «Столп и утверждение истины» отчасти написана здесь, часть – в Сергиевом Посаде, в домике рядом с Троице-Сергиевской Лаврой.
27



Земледельческий пер. д. 9
Это бывший Большой Трубный переулок. Здесь в 1879—1882 годах в доме баронессы А.А. Симолин жил художник И. Е. Репин.

Четырнадцатилетний Валентин Серов жил в это время вместе с Репиным, взявшим его к себе по просьбе матери юного художника - вдовы композитора А.Н. Серова. Серов жил в этот доме с 1880 по 1882 гг.Здесь в гостях у Репина бывал Лев Николаевич Толстой, однажды пришедший сюда с визитом к художнику (к большому переполоху в семье Репиных) и с тех пор поддерживавший дружбу. Тем более, что и поселился он, перебравшись из Ясной Поляны в Москву, неподалеку.

В этом доме Илья Ефимович работал над многими картинами, ставшими знаковыми для его творчества, к примеру, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" или "Царевна Софья в Новодевичьем монастыре" (позировала для Софьи, кстати, матушка Серова).28

29. Мемориальная доска установлена в 1969 г.
30. В домен жил и работал скульптор Ю.Г. Орехов. В нише стены рядом с домом – одна из его работ «Женщина с серпом».


31. У Плющихи, в бывшем Долгом переулке, находится одна из старейших деревянных построек Москвы, известнейший памятник московского деревянного ампира — дом коллежского советника Г.А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.
1818 г.


Доходный дом А.Л.Баумгартен. Здесь в полуподвале доживал свои дни Андрей Белый.

Окна полуподвальной квартиры № 1 выходили все на тот же Долгий переулок. «В ту пору в полуподвальном этаже, по тогдашним масштабам, жили даже и не очень тесно и не очень темно, но на беду за углом дома была молочная, где в иные дни "выдавали" творог -- продукт по тем временам дефицитный. Очередь за творогом двигалась вплотную мимо окон рабочей комнаты, закрывала свет -- в комнате становилось темно.
Жилец бежал к окну и кричал в форточку истерически: "Здесь живет писатель! Не мешайте ему работать!" Толпа шарахалась в сторону, и ноги, двигавшиеся мимо окон, исчезали. Но проходило немного времени, и мучения начинались снова: опять вереница ног двигается у самых окон и опять в комнате наступает затмение» (из воспоминаний Николая Кузьмина, художника).Этот негодующий писатель -- Андрей Белый, время действия -- начало 30-х. В квартире своей жены, Клавдии Николаевны Васильевой, он жил с 30 декабря 1931 года и до своей смерти, 8 января 1934.

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;

Перед задумчивым киотом --
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.

Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

А. Белый, из поэмы Первое Свидание

Церквушки той давно нет. Сломали в 1930-м.

32


Сейчас эти окна уже заделаны, а когда-то, чуть выше тротуара были окошки полуподвала. Здесь последние полтора года жил Андрей Белый.

Здесь написана последняя часть трилогии мемуаров "Между двух революций". Белый вынужден был прекратить работу над ними за месяц до смерти.

Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.

Его не стало в январе 1934 г., как считалось от последствий солнечного удара, полученного в Коктебеле летом.
33.


34. Храм Воздвижения Честного Креста Господня, что на Пометном вражке. Его строительство относится к началу XVIII века. Именно здесь венчался А.П. Чехов.

35

36



Анна Васильевна Тимирёва (урождённая Сафонова, во втором замужестве Книпер; 1893—1975) - русская художница и поэтесса, дочь дирижёра и пианиста В. И. Сафонова; с 1911 года замужем за морским офицером, затем контр-адмиралом С. Н. Тимирёвым, с которым развелась в конце 1918 года.
До января 1920 года фактически была женой адмирала А. В. Колчака.
После его ареста в январе 1920 года добровольно последовала за ним.

Полвека не могу принять,
Ничем нельзя помочь,
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.

А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог.

Но если я еще жива,
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

<30 января 1970>

Анна Васильевна жила в этом доме на Плющихе д. 31 на третьем этаже с 1960 по 1975 гг.
А до этого, полжизни (40 лет) в лагерях и ссылках.
37


Два поэта Серебряного века:  А. Блок и А. Белый. Первый в 1908 году написал известное стихотворение "Россия". Второй, в том же году (Совпадение? Не думаю!) написал не менее известное стихотворение "Родина". В первом стихотворении шесть строф, в втором - пять, они во многом перекликаются. Но смысл у стихов - пожалуй, противоположный. Какое из них ближе, например, А. В. Тимиревой?
Судить вам.

Те же росы, откосы, туманы,
Над бурьянами рдяный восход,
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле -- неволя;
И суровый свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля —
Посылает нам крик: "Умирай --

Как и все умирают..."Не дышишь,
Смертоносных не слышишь угроз:-
Безысходные возгласы слышишь
И рыданий, и жалоб, и слез.

Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой --
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?

А.Белый (1908 г.)

Recent Posts from This Journal

  • Горный парк Рускеала

    Каменоломни начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил "каменных дел подмастерье"…

  • added_photos

    added_photos Posted by Владимир Зинаков on 11 ноя 2017, 14:45

  • город Зарайск, Московская обл.

    Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
justnat
Nov. 29th, 2016 05:48 am (UTC)
Спасибо за изумительную экскурсию.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

foto_programmer
Владимир

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow