Владимир (foto_programmer) wrote,
Владимир
foto_programmer

От Красных ворот до Трёх вокзалов

Жара к вечеру спала, можно пройтись пешком от метро Красные ворота до площади Трех вокзалов. Я уверен, на пути нам встретится не мало любопытного.

01. Нет, это не начало. Это как раз финальная точка путешествия.

А начало у нас на Садовом кольце около метро Красные ворота. Сейчас нырнем в подземный переход и..

02. Подойдем к заданию с башенкой и часами. Ранее здесь располагалось министерство путей сообщение, а ныне - ОАО "Российские железные дороги". Можно, конечно, попытаться зайти в подъезд, там довольно пышный интерьер. Люстры, мраморные колонны, а в нише даже установлен флаг триколор, он в стеклянной пирамиде спрятан. Напротив сидят два охранника, и истошно кричат и машут руками, делая круглые глаза на фотик: - Администрррративное здание! Здесь вам не тут! Здание администрррративное!

Ну ладно, ладно, что так кричать-то, не очень-то и хотелось снимать вашу люстру. Только вот сниму ваш конструктивизм с этого ракурса... Что вы говорите, и здесь нельзя? Ага, ну мы тогда пойдем дальше, впереди у нас веселенькая зеленая усадьба.


03. Улица Новая Басманная. Московский дом национальностей сегодня находится в этих постройках. А что же здесь было раньше? О, у этой городской усадьбы богатая история.

Бывшая Куракинская богадельня XVIII века, возможно архитктор М. Ф. Казаков. Богадельная перестроена в 1902 году по проекту архитектора М. С. Шуцмана. Построена по принципу и подобию Дома инвалидов в Париже.

Действительно, если сравнить два собора: в Доме инвалидов в Париже и Никольскую церковь в богадельне, то они разительно похожи. Но где же эта Никольская церковь? А её сломали в 30-е годы. Она стояла в центе парадного двора и была соединена с домом.


04. Строительство шло в 1731 – 1742 годах, то есть памятник принадлежит эпохе аннинского барокко, и лишь завершение работ пришлось на царствование Елизаветы. Сохранившийся П-образный корпус госпиталя выполнен в сдержанно-барочных формах.


05. Второй этаж надстроен позднее, он выделен другим цветом.


06. Напротив - поликлиника МПС (РЖД), 1932, архитектор Н. Петров (по другим источникам, А. Д. Тарле или И. А. Фомин).
Во дворе есть колоннада. В то время было модно делать проекты, на которые нужно было смотреть в плане, сверху. На ум приходят павильон метро на Арбатской площади или здание театра Советской армии на Суворовской площади. С самолёта разве что смотреть, а может было рассчитано на дирижабли.

Это редкий для Москвы пример архитектуры ар-деко, еще один дом выполненный  в концепции "пролетарской классики" мы увидим в конце нашей прогулки.

Рядом стоит модернизм конца советского периода.


07. В 1790-е годы по соседству с богадельней был выстроен каменный жилой дом князей Куракиныхю Прекрасный образец классицизма с пилястровым портиком и скульптурой на фасаде, возможно, возведен по проекту выдающегося московского зодчего М.Ф. Казакова.Особняк Куракиных – один из немногих сохранившихся «геральдических» домов Москвы: в тимпане фронтона виден герб князей Куракиных в окружении геральдических фигур и военных атрибутов.


08. С мостика через железную дорогу хорошо можно рассмотреть доходный дом Басманного Товарищества.

Выстроен в 1913 году перед Первой мировой войной архитектором Адольфом Зелигсоном. Зелигсон создал величественную псевдоготическую стилизацию, удачно вписав традиционные декоративные мотивы в мощный объем здания. Доходный дом Басманного товарищества являлся самым богатым домом на Новой Басманной улице, и предназначался для очень состоятельных жильцов. В подъездах висели дорогие люстры, квартиры имели индивидуальную планировку и весьма богатую отделку.


09. С 1935 по 1948 в доме жил и работал поэт-песенник А. И. Фатьянов, автор послевоенных хитов "Первым делом, первым делом самолёты", "В городском саду играет духовой оркестр", Слова из песни "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" начертаны на мемориальной доске, которая установлена слева от входа на срезанном торце здания.


10. С 1921 по 1925 годы здесь жил венгерский писатель Мате Залка. Довольно колоритная личность, он был заведующим домом - "Швондером"  и по характеру и по должности. В конце 30-х годов воевал в Испании под именем генерала Лукача.


11. В основе архитектуры храма святых апостолов Петра и Павла рисунок Петра-I.


12. Отличительным признаком храма типа "иже под колоколы" является то, что ярус звона в нём сооружается над помещением храма. Церкви иже под колоколы - оригинальные сооружения, свойственные лишь Древней Руси и не имеющие аналогов на Западе.


13. Храм закрыли в 1935 г. Здание церкви передавалось Управлению Московской областной милиции для склада военно-хозяйственного имущества.
В 1992 г. распоряжением Правительства Москвы храм св. апп. Петра и Павла возвращен верующим.


14. Еще раз окинем взглядом Новую Басманную и перейдем ближе к Комсомольской площади.


15. Комсомольская площадь. На этой фотке три объекта. о которых поговорим. Слева Казанский вокзал, справа жилой дом, а далеко впреди - здание паровозного депо. С чего начнем осмотр? С паровозного депо? Я так и знал, ну давайте перейдем поближе для рассмотрения, как тогда говорили, "стойла для паровозов".


16. Стойла для паровозов. Каждый отсек (сегмент) этого полукруглого здания - это отдельный гараж для паровоза. По-научному это называется "веерное депо". Постройка середины 19-го века, когда строят первые вокзалы, первые железные дороги, первые паровозные депо. Первые паровозы были небольшого размера. А самое древнее круговое депо находится между Ленинградским и Ярославским вокзалами. В центре кругового депо имеется поворотный круг, в веерном депо такого круга нет.


17. Здание, которое обслуживало железную дорогу, относилось к управлению ЖД, Построено, судя по стиле модерн, в начале 20-го века.


18. Странным образом на площади соседствует два типа столбов: старые обычные и новые красивые. Они часто стоят парами.


19. Постсоветский стиль носит название постмодернизм.
Эта часть Казанского вокзала была построена в 90-е годы 20-го века. Здесь продолжается тема, которую заявил еще Щусев. К нему мы перейдем, когда посмотрим на вокзал с другой стороны - там русский стиль, который был развитием модерна.


20. 90-е годы. Для "лужковского" стиля характерно подражание модерну (в данном случае Щусеву), на фасады выполнены грубее и упрощенно. детали на проработаны.

Эпоха постмодернизма бравирует своим дилетантизмом.


21. На площади


22. На переднем плане все еще 90-е годы, а дальше - Щусев. Кстати, опять два столба по соседству - старый и новый, красивый и обычный.


23. Продолжение Щусева на новый лад.


24. Наличники на окнах ресторанного зала обыгрывают тему нарышкинского барокко. Хотя и несколько иронично: тонкие колонны и исчезающие капители - ну модерн же, что вы хотите.


25. Немного напоминает Боровицкую башню, но образец Щусев взял в Казани - башня Сююмбике. А левее - башня с колоколом. Давайте подойдем поближе.


26. Башня с колоколом. Здесь использована тема венецианской часовой башни на площади Сан Марко.


27. Далее - палаты 17-го века, крепостные башни и опять палаты - да целый древнерусский город получился.


28.Фигуры львов сделаны по мотивам фигур Львиных ворот палат Ильи Милославского в московском Кремле (1652 г). Позже в 18-м веке ворота в Кремле разобрали и смонтировали на Преображенском кладбище. В советское время ворота и на Преображенке разобрали, Барановский спас подлинные белокаменные детали, они сейчас в Коломенском.


29. Щусев утрирует нарышкинские фронтоны, они становятся крупными, с раковинками на верху.


30. Гостиница Ленинградская, продолжает шпили башен и держит площадь.


31. Клуб железнодорожников сделан в русских формах, хотя построен в 20-х годах. Вход в магазин - это типичный портал 17-го века:
разорванный фронтон, сквозь него - фиал, затем слуховое окно, замковый камень, над замковым камнем опять карниз, опять разорванный фронтон с фиалом, который проламывает карниз.


32. Стиль называется Ар-деко - декорированный конструктивизм. 1925-26 гг. По верху украшения - разорванные фронтоны - намек на 17-й век.


33. Шехтель гениально карикатуризирует русский стиль.


34. Самое веселое здание Москвы. Скрытая идея тут такая: в центре - голова богатыря, он закопан по шею в землю. В одной руке он держит копьё, в другой щит, и голова в большой шапке. Там еще два глаза есть, а на бровях - клубнички.

Tags: архитектура, москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments