Владимир (foto_programmer) wrote,
Владимир
foto_programmer

Огни Москвы. Часть 1. От лучины до керосиновой лампы

Музей расположен в старинном доме в Армянском переулке, экспозиция – в подвальном помещении со сводчатыми потолками.

1.



2.

3.


Экскурсовод задаёт вопросы детишкам: - Скажите сколько лет этому дому? Дети в разнобой отвечают, кто сто, кто пятьсот лет. На самом деле, этому дому около трехсот лет. Немало, однако. Но давайте перейдем к собственно осмотру экспонатов. В музее 4 зала. Переходя из зала в зал, мы совершим историческое путешествие по улицам прошлых столетий. В музее выдают специальный пульт, похожий на пульт управления телевизором, с помощью него можно управлять освещением, подсветкой и даже зажечь тот или иной экспонат.

4.


Первый зал.
- Масляный фонарь. Первая половина 18 века,
- Шкаликовая эллюминация. Середина 19 века,
- Керосиновый фонарь. Вторая половина 19 века.

Во втором зале мы посмотрим сегодня Газовые фонари, это тоже вторая половина 19 века, как и керосиновые. А все «электричество» до наших дней оставим для следующего обзора.

Но, а что было до того, как изобрели масляный фонарь? Правильно, были свечи и лучины. Свечи были двух типов: восковые для богатых людей, и сальные свечи для всех остальных. Свечам у нас посвящен специальный стенд, а вот в этом уголке мы сейчас зажжём лучину. Желающие при этом могут исполнить песню Лучинушка, но я сегодня не в голосе.

5.


Ой, а спичек-то у нас нет! Да и откуда же им взяться, ведь их еще не изобрели. Ну да ничего, у нас зато есть огниво!
6.

7.


Чирк-чирк! И вот лучина загорелась, и даже довольно сильно! Прекрасно светит, одно неудобство, её нужно постоянно менять, уж больно не долго горит – каждые пять минут нужна новая. Чтобы следить за процессом – был специальный мальчик, как правило в возрасте около пяти лет. Мальчик менял лучины и следил за горением.
8.

9.


Но давайте её пока затушим, а то другим экскурсантам тоже нужно посмотреть. И перейдем к следующим экспонатам.

10.


Шкаликовая иллюминация

Московские ночные улицы, как правило, оживали только во время больших празднеств или по прибытии в столицу важных персон. На правительственных и частных зданиях устраивались иллюминации, состоящие из разноцветных шкаликов, прикрепленных к деревянным каркасам.

11.


Для осуществления иллюминации требовалось множество непосредственных исполнителей. Так в 1856 году для зажжения 27000 шкаликов, установленных на Сухаревской башне, было привлечено 549 рабочих и было затрачено около 5000 рублей из городской казны.
Иллюминирование обывательских домов производилось за счет домовладельцев.

Свечи

«Зажжем же свечи. Полно говорить, что нужно чей-то сумрак озарить», – как писал Иосиф Бродский в известном стихотворении.

Самому романтическому виду освещения посвящено два стенда.

12.


Здесь представлены свечи как для внутреннего освещения

13.

14.


так и для освещения улиц. Фонари со свечам так же носили в руках и устанавливали на кареты.

15.

16.

17.


Масляный фонарь

В 1730 году по Указу императрицы Анны Иоанновны было велено:
«на Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах, и в Немецкой слободе по большим улицам, для зимних ночей, сделать из Полицеймейстерской Канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другова на 10 сажен, все в одну меру линейно, такие какие от той Канцелярии образцовые фонари объявлены, и ценою стали каждый по рублю».

18.

19.


Горели фонари до 12 часов ночи, сила света масляной лампы составляла 1-2 свечи. Москвичи шутя говорили:
«Не надейся на фонари, лучше звезды посмотри» и по-прежнему освещали свой путь факелами и переносными лампами.

20.

21.


Керосиновое освещение

В 1863 году Московская Городская Дума объявила торги на устройство керосинового освещения. Подряд на установку 2200 керосиновых фонарей достался французскому подданному Ф. Боаталю.

Н.В.Давыдов в своих воспоминаниях писал, что в середине 60-х годов 19-го века «Москва показалась мне неузнаваемой, так изменился общий её вид, принявший почти что европейское обличье. В ней, казалось, произошел за эти пять лет крутой перелом, во всем чувствовалось что-то новое. Освещение – новенькими керосиновыми лампами – казалось после масляного великолепным; на улицах стало несомненно оживленнее и сама толпа несколько расцветилась и подобралась. Магазины, в особенности на Тверской и Кузнецком мосту, приняли более элегантный вид, витрины их стали пышнее и заманчивее».

22.

23.

24.

25.

26.


Номерной знак с подсветкой. Дом № 64, расположенный на втором участке Сущевской части по 2-й Тверской-Ямской улице.

27.


Каретные фонари. Слева и справа – еще свечные, а в центре квадратный – уже керосиновый.

28.


Керосиновые лампы, конечно, применялись не только для освещения на улицах, но и внутри помещений. Они были нарядны и изящны.

29.

30.

31.

32.


Даже вот такие – в виде кочана капусты или улья, в который пробирается медведь

33.


Каждая лампа – произведение искусства, обладает своей индивидуальностью.

34.
35.


Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении. Название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники.

36.

37.


Рекламный плакат

38.


Появились уже первые автомобили. Керосиновые лампы стали устанавливать на самодвижущиеся экипажи.

39.


И не только на автомобили. Велосипед с керосиновой лампой.

40.

41.

42.

43.


Еще маленькие лампы, для установки на велосипеды и мотоциклы

44.

45.

46.

47.

48.


Газовый фонарь

29 января 1865 года с английской фирмой «А. Букье и Н.Д. Гольдсмит», был заключен контракт, «представляющий Букье и Гольдсмиту исключительное право, на 30 лет, освещать текущим газом, посредством подземных труб столичный город Москву».
По контракту компания должна была в течение трех лет устроить газовый завод, проложить газопроводную сеть, поставить и осветить 3000 фонарей.

Сила света газового фонаря по контракту была определенна в 12 английских спермацетовых свечей при условии, что в каждом фонаре за час будет сгорать пять кубических фунтов газа.

49.

50.


Фонарщики на улицах Москвы. Скульптура

51.
52.
53.


А это фуражка работника ЖКХ начала 20-го века с ацетиленовым фонарем и сигнальный ацетиленовый фонарь.

54.


Еще одна керосиновая лампа

55.


Общий вид зала музея, посвященного свечам, масляным и керосиновым лампам и фонарям

56.

57.


А на следующей экскурсии мы с вами перейдем в следующий зал – в эпоху электричества. От самой первых лампочек, до современных приборов освещения. Впереди – самое интересное!

58.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment